Зачем нужно техническое задание (ТЗ) на сайт

Техническое задание на сайт

Давайте разберемся, для чего вообще нужно техническое задание.

А нужно оно для того, чтобы на его основе принимать работу от технических исполнителей.

Существует давно устоявшаяся технология, по которой происходит создание автоматизированных систем. Ведь сайт – это просто частный случай автоматизированной системы управления информацией, которую мы хотим представить в интернет. Есть один нюанс, над которым многие не задумываются. Система, в которую входит сайт – это еще процессы подготовки информации и получения обратной связи, а также люди, которые в этих процессах участвуют.

Наверно, лучше рассмотреть даже картину в более общем плане.

Как происходит процесс создания какой-то системы автоматизации (то есть, когда какое-то программное обеспечение должно определенным  способом помогать достигать нам каких-то целей)?

Мы хотим, чтобы какая-то работа выполнялась быстрее и с меньшим участием человека. Это определенным образом формулируется в виде технических требований (иногда фигурирует формулировка «Тактико-техническое задание»). Для такого документа тоже есть определенные рекомендации, как его составлять, чтобы ничего не забыть.  Большинство разработчиков упрощает его максимально и называет «бриф».

Следующий этап по технологии создания автоматизированных систем – это разработка концепции построения, этапности, стоимости  и вариантов ее реализации. К концепции, как вы уже наверно догадались, также есть определенные требования. На данном шаге можно рассматривать предложения альтернативных вариантов от одного разработчика или принять к рассмотрению предложения разных команд. Сравнивать их по различным параметрам.

И вот когда вы, наконец, остановились на конкретной реализации, возникает вопрос, как вы будете проверять, что все цели, определенные в концепции достигнуты, что сайт обладает нужными функциями и что реализовано именно то, что вы и задумывали?

Как контролировать технических парней, когда ваша задача – бизнес развивать?

Именно для этого и разрабатывается техническое задание.  Оно является обоснованием стоимости работ. По сути, техническое задание опирается на такие факторы:

  • исходные требования;
  • определенный в концепции к реализации функционал;
  • с учетом конкретного варианта реализации показывает способ проверки выполнения заданных функций.

Обращу внимание на ключевой для ТЗ момент: «с учетом конкретного варианта реализации».

ТЗ — это страховка как для заказчика, который заранее видит, какими технологиями будет реализовываться задача, так и для исполнителя, который заранее оговаривает, что он будет работать по определенной технологии с заранее просчитанными под нее трудозатратами.

 

Многие владельцы современных отечественных ИТ компаний – мировых лидеров получили свой бэкграунд именно в 90-е годы. Именно тогда и был введен в действие ГОСТ на создание ТЗ, который был разработан высококвалифицированными специалистами ряда НИИ в 80-е годы. Может придти в голову, что методика устарела. Но такие фундаментальные вещи универсальны и давно доказали свою эффективность. Мы используем многие техники ведения дел и переговоров, использовавшиеся даже в средние века :).

 

Итак, что же желательно включить в ТЗ, чтобы упростить последующие диалог заказчика и исполнителя при приемке системы (в нашем случае – сайта). Перечисленные ниже пункты выглядят довольно абстрактно, поскольку они универсальны для всех программных систем.

  1. общие сведения;
  2. назначение и цели создания (развития) системы;
  3. характеристика процессов работы с информацией, типов размещаемой и получаемой с сайта информации;
  4. требования к функционалу, графическому дизайну;
  5. состав и содержание работ по созданию системы;
  6. порядок контроля и приемки системы;
  7. требования к составу и содержанию работ по подготовке к запуску и эксплуатации сайта (в т.ч. по наполнению информацией);
  8. требования к документированию;
  9. на результаты какого предварительного анализа опирается разработка.

 

Подробнее эти пункты будут раскрыты в одном из следующих постов.

 

Конечно, не обязательно подробно на десятки листов расписывать эти пункты для редко обновляемого сайта-визитки в несколько страниц.

Но для информационного ресурса со стоимостью разработки в несколько сотен тысяч рублей, с которым регулярно будут  взаимодействовать несколько человек (размещать информацию, получать контакты посетителей и т.д.) уже стоит уделить недельку-другую на постановку задачи.

Евгений