Давайте разберемся, для чего вообще нужно техническое задание.
А нужно оно для того, чтобы на его основе принимать работу от технических исполнителей.
Существует давно устоявшаяся технология, по которой происходит создание автоматизированных систем. Ведь сайт – это просто частный случай автоматизированной системы управления информацией, которую мы хотим представить в интернет. Есть один нюанс, над которым многие не задумываются. Система, в которую входит сайт – это еще процессы подготовки информации и получения обратной связи, а также люди, которые в этих процессах участвуют.
Наверно, лучше рассмотреть даже картину в более общем плане.
Как происходит процесс создания какой-то системы автоматизации (то есть, когда какое-то программное обеспечение должно определенным способом помогать достигать нам каких-то целей)?
Мы хотим, чтобы какая-то работа выполнялась быстрее и с меньшим участием человека. Это определенным образом формулируется в виде технических требований (иногда фигурирует формулировка «Тактико-техническое задание»). Для такого документа тоже есть определенные рекомендации, как его составлять, чтобы ничего не забыть. Большинство разработчиков упрощает его максимально и называет «бриф».
Следующий этап по технологии создания автоматизированных систем – это разработка концепции построения, этапности, стоимости и вариантов ее реализации. К концепции, как вы уже наверно догадались, также есть определенные требования. На данном шаге можно рассматривать предложения альтернативных вариантов от одного разработчика или принять к рассмотрению предложения разных команд. Сравнивать их по различным параметрам.
И вот когда вы, наконец, остановились на конкретной реализации, возникает вопрос, как вы будете проверять, что все цели, определенные в концепции достигнуты, что сайт обладает нужными функциями и что реализовано именно то, что вы и задумывали?
Как контролировать технических парней, когда ваша задача – бизнес развивать?
Именно для этого и разрабатывается техническое задание. Оно является обоснованием стоимости работ. По сути, техническое задание опирается на такие факторы:
- исходные требования;
- определенный в концепции к реализации функционал;
- с учетом конкретного варианта реализации показывает способ проверки выполнения заданных функций.
Обращу внимание на ключевой для ТЗ момент: «с учетом конкретного варианта реализации».
ТЗ — это страховка как для заказчика, который заранее видит, какими технологиями будет реализовываться задача, так и для исполнителя, который заранее оговаривает, что он будет работать по определенной технологии с заранее просчитанными под нее трудозатратами.
Многие владельцы современных отечественных ИТ компаний – мировых лидеров получили свой бэкграунд именно в 90-е годы. Именно тогда и был введен в действие ГОСТ на создание ТЗ, который был разработан высококвалифицированными специалистами ряда НИИ в 80-е годы. Может придти в голову, что методика устарела. Но такие фундаментальные вещи универсальны и давно доказали свою эффективность. Мы используем многие техники ведения дел и переговоров, использовавшиеся даже в средние века :).
Итак, что же желательно включить в ТЗ, чтобы упростить последующие диалог заказчика и исполнителя при приемке системы (в нашем случае – сайта). Перечисленные ниже пункты выглядят довольно абстрактно, поскольку они универсальны для всех программных систем.
- общие сведения;
- назначение и цели создания (развития) системы;
- характеристика процессов работы с информацией, типов размещаемой и получаемой с сайта информации;
- требования к функционалу, графическому дизайну;
- состав и содержание работ по созданию системы;
- порядок контроля и приемки системы;
- требования к составу и содержанию работ по подготовке к запуску и эксплуатации сайта (в т.ч. по наполнению информацией);
- требования к документированию;
- на результаты какого предварительного анализа опирается разработка.
Подробнее эти пункты будут раскрыты в одном из следующих постов.
Конечно, не обязательно подробно на десятки листов расписывать эти пункты для редко обновляемого сайта-визитки в несколько страниц.
Но для информационного ресурса со стоимостью разработки в несколько сотен тысяч рублей, с которым регулярно будут взаимодействовать несколько человек (размещать информацию, получать контакты посетителей и т.д.) уже стоит уделить недельку-другую на постановку задачи.