Данная статься предназначена для тех, кто далек от технических подробностей и хочет понимать, каков порядок создания сайта и откуда формируется не всегда умеренная стоимость интернет-магазина. Мы уже писали, что сайт – один из базовых инструментов Интернет-маркетинга для привлечения новых клиентов. Последовательность работ по созданию сайта имеет свой закономерный порядок.
Требования и техническое задание на создание сайта
В самом начале Исполнитель-подрядчик (дизайн-студия или индивидуальный разработчик) помогает Заказчику сформулировать «Требования к сайту», а затем на основании них формулирует в подробном письменном виде «Техническое задание» (ТЗ), по которому будет ставиться задача конкретным исполнителям-работникам (дизайнеру, верстальщику, программисту) и сдаваться работа Заказчику. От ТЗ отталкиваются и при возникновении изменении требований в ходе разработки, которые практически всегда случаются. Для серьёзного интернет-магазина работа над этими документами, включая обсуждения с Заказчиком и согласование вариантов реализации с программистами, составляет от 3 до 7 дней чистого времени аналитика. Следует отметить, что роль аналитика могут выполнять как отдельный специалист, так и программист, и руководитель проекта.
Графический дизайн сайта
Следующий этап – разработка графического дизайна сайта. Графический дизайн представляет собой, как правило, набор нескольких шаблонов страниц:
- главная страница;
- страница раздела/подраздела каталога;
- страница новостей/акций;
- карточка товара;
- корзина, личный кабинет пользователя;
- контакты.
К тому же, могут создаваться индивидуальные страницы для сравнения товаров, различные калькуляторы расчета товара и доставки, мастера подбора нужной модели или конфигурации и т.п.
На каждую страницу уходит несколько часов труда дизайнера, включая первоначальную разработку и доработку по замечаниям Заказчика.
Верстка и программирование сайта
Далее начинается работа верстальщика и программиста. Верстальщик берет в работу графический макет от дизайнера и переводит его в html шаблон (практически, основную часть программы, которая выполняется в браузере посетителя сайта) соответствующих страниц сайта. Программируются шапка сайта, футер (иногда называется подвалом страницы сайта), все информационные блоки, кнопки, закладки, расположение меню, зазоры между блоками и т.д.
Программист выполняет самую значительную часть работы:
- создает структуру базы данных;
- организует работу с ней при заполнении товарами и их различными атрибутами;
- программирует выборку товаров по различным фильтрам;
- автоматизирует формирование и управление составом меню разделов сайта и каталога товаров;
- реализует алгоритмы расчета калькуляторов, мастеров подбора товаров;
- организует получение обратной связи от клиента;
- реализует логику работы с товаром в корзине;
- программирует многие другие функции.
Тестирование
Далее проходит тестирование функционала на соответствие ТЗ. Тестирование могут выполнять тестировщики, но для веб-сайтов их чаще выполняет сам программист и аналитик, разрабатывавший ТЗ. Мелкие недоработки встречаются всегда, поскольку в многофункциональном интернет-магазине очень много зависимостей программных элементов между собой, за которыми практически нереально уследить непосредственно при первичном программировании.
После отладки сайта внутри компании разработчика сайт переносится на постоянный хостинг и передается Заказчику, который начинает его тестирование собственными силами. Это происходит, как правило, в ходе наполнения сайта информационными материалами. Условно этот этап можно назвать «опытной эксплуатацией».
Важно также отметить, что непосредственно на объем работ влияет размер функционала, который реализуется в составе интернет-магазина.